Профориентация. Пособие для родителей.
Часто мы задаем себе вопрос, какое оно, будущее наших детей? Кем они станут, когда вырастут? Что ждет их впереди? Как они смогут реализоваться в жизни?
Взрослым кажется, что их дети смогут всего добиться и без труда «вытянуть счастливый билет». И мы ждем от молодежи умных и взвешенных решений, идей и правильного выбора. Но это все наши мечты. Случается так, что они не совпадают с нашей реальностью, и ребенок выбирает иной путь, отличный от нашего представления о них, и не совпадающий с нашим представлением об их профессиональном самоопределении.
Молодое поколение – кто это?
Физиологически мозг ребенка окончательно формируется только к 21-25 годам. Это значит, что в свои 14-16 лет дети не готовы сделать первый значимый шаг во взрослую жизнь. И вся ответственность за их будущую карьеру ложится именно на родителей.
Некоторые возразят, ну мы же в свое время самостоятельно выбирали свою профессию: специальность и институт/техникум, нам никто не помогал.
Во-первых, в то время не было такого количества ученых заведений, и мы полагались на свои возможности и бюджетные места, платить за наше обучение никто не собирался.
Во-вторых, не было такого многообразия профессий. Экономист, юрист, учитель, инженер. Мы выбирали из знакомых понятных специальностей. Сейчас их более 50 000 и дети о них просто не знают. Поэтому не мудрено, что профессиональное самоопределение стало тяжелым шагом для подростков.
И наконец, в нас изначально воспитывали самостоятельность в принятии решений, поэтому несколько десятков лет назад пройти профориентацию должен был каждый. А сейчас?
Поэтому дети чаще всего приходят именно к родителям с вопросом:
- «Куда мне пойти учиться?
- Кем я хочу стать?
- Как выбрать будущую профессию?».
В этот момент молодое поколение нуждается в помощи. В экологичной, корректной помощи, с учетом мнения самого ребенка, его мировосприятия и ценностей, что, в конечном счете, поможет быстро и безболезненно пройти профориентацию.
И здесь начинается самый сложный экзамен для родителей. Ведь зачастую нам сложно услышать и понять своего ребенка. Что, он на самом деле хочет, о чем мечтает, как представляет свое будущее. И вообще, как объективно оценить способности и таланты ребенка и его личные качества, которые ложатся в основу профессионального самоопределения.
Да и сами родители нередко испытывают давление со стороны родственников, особенно если те финансово участвуют в получении будущего образования – «Каждый мнит себя стратегом - видя бой со стороны». Плюс, родители боятся повторения своей, порой не всегда удачной истории получения профессии, выбор которой был ошибочным.
Что же делать и как помочь в этот момент своему ребенку?
Самый простой способ для ранней профориентации – прохождение тестирования. Доступный и понятный инструмент. Позволяет оценить сильные стороны ребенка, его потенциал, возможности, зоны риска.
Тесты могут быть как бесплатные (их сейчас достаточно в открытом доступе), так и платные, например, Magellano, позволяют проанализировать сразу несколько факторов, влияющих на профессиональную ориентацию ребенка и дать необходимые экспертные рекомендации.
Но, важно все это грамотно использовать. Для этого необходим комплексный подход. Основная проблема тестов состоит в дальнейшем применении их результатов. Также необходимо учитывать, в каком эмоциональном состоянии находится ребенок во время прохождения тестов, его степень доверия к тесту и психологу (если таковой есть), и понимание, что выбор профессии – его выбор.
При этом не стоит относиться к тестам, как к единственному инструменту. Это всего лишь один из этапов ранней профориентации школьников, который сам по себе не дает рекомендаций и достоверность которого не более 80%.
Основная работа начинается в момент обсуждения результатов. И важно понимать, что главная задача консультантов по профориентации состоит не в том, чтобы выдать готовое, безапелляционное решение, а в том, чтобы вместе с родителями максимально подготовить ребенка к осознанному выбору. Показать все возможные варианты, найти разумный компромисс между его возможностями и безграничными желаниями.
Могут ли родители оказывать негативное влияние на будущий выбор ребенка?
Например, когда родители проводят выбор профессии за ребенка и настаивают на своем решении.
При этом тратят огромные деньги на репетиторов. И искренне верят, что с поступлением ребенка в институт/колледж проблемы закончатся.
Или наоборот, родители заявляют, что их ребенок совсем взрослый, пусть делает профессиональный выбор сам, мы готовы принять любое его решение. И как начинает «выбирать» ребенок? Под влиянием друзей, учителей. А, порой и просто привлекая внимание родителей не всегда адекватными способами.
К чему это приводит в реальности? К потере мотивации, профориентации, интереса и сил – добиваться чего-то, ставить перед собой цели. Таким образом, обучение уже проходит «через силу». В результате чего ребенок начинает прогуливать уроки/пары, по несколько раз сдавать сессии. В конечном счете, молодое поколение тратит 5-6 лет впустую, так и не получив помощь в профориентации.
Так как же найти золотую середину?
И здесь мы возвращаемся к системному подходу - поиску будущей профессии и важности родительской поддержки.
Мы говорим о балансе между родительским воспитанием и интересами ребенка, влияющими на раннюю профориентацию, и учимся соблюдать эти границы:
- Слушаем ребенка. Замечаем в ребенке личность, его таланты и особенности.
- Учитываем возрастные особенности и используем их для развития ребенка.
- Признаем право ребенка на самостоятельный выбор и доверяем ему ответственность за свои решения.
- Учим детей совершать поступки и не бояться ошибок.