Блог

Профориентация. Пособие для родителей.

Профориентация. Пособие для родителей.

Часто мы задаем себе вопрос, какое оно, будущее наших детей? Кем они станут, когда вырастут? Что ждет их впереди? Как они смогут реализоваться в жизни?

Взрослым кажется, что их дети смогут всего добиться и без труда «вытянуть счастливый билет». И мы ждем от молодежи умных и взвешенных решений, идей и правильного выбора. Но это все наши мечты. Случается так, что они не совпадают с нашей реальностью, и ребенок выбирает иной путь, отличный от нашего представления о них, и не совпадающий с нашим представлением об их профессиональном самоопределении.

Молодое поколение – кто это?

Физиологически мозг ребенка окончательно формируется только к 21-25 годам. Это значит, что в свои 14-16 лет дети не готовы сделать первый значимый шаг во взрослую жизнь. И вся ответственность за их будущую карьеру ложится именно на родителей.

Некоторые возразят, ну мы же в свое время самостоятельно выбирали свою профессию: специальность и институт/техникум, нам никто не помогал.

Во-первых, в то время не было такого количества ученых заведений, и мы полагались на свои возможности и бюджетные места, платить за наше обучение никто не собирался.

Во-вторых, не было такого многообразия профессий. Экономист, юрист, учитель, инженер. Мы выбирали из знакомых понятных специальностей. Сейчас их более 50 000 и дети о них просто не знают. Поэтому не мудрено, что профессиональное самоопределение стало тяжелым шагом для подростков.

И наконец, в нас изначально воспитывали самостоятельность в принятии решений, поэтому несколько десятков лет назад пройти профориентацию должен был каждый. А сейчас?

Поэтому дети чаще всего приходят именно к родителям с вопросом:

- «Куда мне пойти учиться?
- Кем я хочу стать?
- Как выбрать будущую профессию?».

В этот момент молодое поколение нуждается в помощи. В экологичной, корректной помощи, с учетом мнения самого ребенка, его мировосприятия и ценностей, что, в конечном счете, поможет быстро и безболезненно пройти профориентацию.

И здесь начинается самый сложный экзамен для родителей. Ведь зачастую нам сложно услышать и понять своего ребенка. Что, он на самом деле хочет, о чем мечтает, как представляет свое будущее. И вообще, как объективно оценить способности и таланты ребенка и его личные качества, которые ложатся в основу профессионального самоопределения.

Да и сами родители нередко испытывают давление со стороны родственников, особенно если те финансово участвуют в получении будущего образования – «Каждый мнит себя стратегом - видя бой со стороны». Плюс, родители боятся повторения своей, порой не всегда удачной истории получения профессии, выбор которой был ошибочным.

Что же делать и как помочь в этот момент своему ребенку?

Самый простой способ для ранней профориентации – прохождение тестирования. Доступный и понятный инструмент. Позволяет оценить сильные стороны ребенка, его потенциал, возможности, зоны риска.

Тесты могут быть как бесплатные (их сейчас достаточно в открытом доступе), так и платные, например, Magellano, позволяют проанализировать сразу несколько факторов, влияющих на профессиональную ориентацию ребенка и дать необходимые экспертные рекомендации.

Но, важно все это грамотно использовать. Для этого необходим комплексный подход. Основная проблема тестов состоит в дальнейшем применении их результатов. Также необходимо учитывать, в каком эмоциональном состоянии находится ребенок во время прохождения тестов, его степень доверия к тесту и психологу (если таковой есть), и понимание, что выбор профессии – его выбор.

При этом не стоит относиться к тестам, как к единственному инструменту. Это всего лишь один из этапов ранней профориентации школьников, который сам по себе не дает рекомендаций и достоверность которого не более 80%.

Основная работа начинается в момент обсуждения результатов. И важно понимать, что главная задача консультантов по профориентации состоит не в том, чтобы выдать готовое, безапелляционное решение, а в том, чтобы вместе с родителями максимально подготовить ребенка к осознанному выбору. Показать все возможные варианты, найти разумный компромисс между его возможностями и безграничными желаниями.

Могут ли родители оказывать негативное влияние на будущий выбор ребенка?

Например, когда родители проводят выбор профессии за ребенка и настаивают на своем решении.
При этом тратят огромные деньги на репетиторов. И искренне верят, что с поступлением ребенка в институт/колледж проблемы закончатся.
Или наоборот, родители заявляют, что их ребенок совсем взрослый, пусть делает профессиональный выбор сам, мы готовы принять любое его решение. И как начинает «выбирать» ребенок? Под влиянием друзей, учителей. А, порой и просто привлекая внимание родителей не всегда адекватными способами.

К чему это приводит в реальности? К потере мотивации, профориентации, интереса и сил – добиваться чего-то, ставить перед собой цели. Таким образом, обучение уже проходит «через силу». В результате чего ребенок начинает прогуливать уроки/пары, по несколько раз сдавать сессии. В конечном счете, молодое поколение тратит 5-6 лет впустую, так и не получив помощь в профориентации.

Так как же найти золотую середину?

И здесь мы возвращаемся к системному подходу - поиску будущей профессии и важности родительской поддержки.

Мы говорим о балансе между родительским воспитанием и интересами ребенка, влияющими на раннюю профориентацию, и учимся соблюдать эти границы:

  • Слушаем ребенка. Замечаем в ребенке личность, его таланты и особенности.
  • Учитываем возрастные особенности и используем их для развития ребенка.
  • Признаем право ребенка на самостоятельный выбор и доверяем ему ответственность за свои решения.
  • Учим детей совершать поступки и не бояться ошибок.
И самое главное учимся мечтать. По-настоящему. Ярко. Ведь только способность мечтать дает полную абсолютную свободу. И позволяет найти то самое желанное, что соответствует природе, опыту и предназначению.Это те главные правила, которые помогают родителям слушать и слышать детей, сотрудничать с ними, быть с ним в партнерских отношениях, раскрывают в ребенке его потенциал, который в будущем переходит в профессию – выбор своего будущего.Также мы обращаем внимание на физическое развитие, уровень общего умственного или интеллектуального развития, тип мышления. Определяем темперамент, так как он оказывает некоторое влияние на стратегию поведения.Мы как родители, должны использовать все возможности и создать условия, для того, чтобы ребенок мог осознанно выбрать свою профессию. Важно, чтобы ребенок понимал, зачем он это делает этот выбор, почему для него это важно, что будет поддерживать его на пути к этой цели.И тогда, сам процесс прохождения профориентации становится не просто абстрактной целью получения некого образования. Ребенок осознает, свои возможности и видит перспективы. Тогда появляется понимание и интерес. Выбор профессии рассматривается как определенная, конкретная, достижимая, важная и ограниченная по времени цель. С понятными перспективами и мотивацией.Хорошее образование, карьерные достижения и любимая работа - это не удача или везение, а результат последовательных действий, и грамотной профориентации.
Профориентация